Интервью с Эдрианом Смитом из Adrian Smith + Gordon Gill Architecture

Эдриан Смит Основатель и ведущий архитектор компании Adrian Smith + Gordon Gill Architecture
Автор фото: Кеворк Тутунджян

Эдриан Смит, ведущий архитектор компании Adrian Smith + Gordon Gill Architecture, широко известный в мире проектированием сверхвысоких зданий, в ходе специально организованной видеоконференции с сотрудниками ООО «СМАРТ БИЛДИНГ» и редакцией журнала «Высотные здания» рассказал о том, как рождался образ «Ахмат Тауэр» и в чем состоят особенности проекта.

Г-н Смит, вы имеете огромный опыт проектирования небоскребов, включая самое высокое здание в мире «Бурдж-Халифа» в Дубае. Какие задачи ставили перед вами заказчики проекта «Ахмат Тауэр»?
– Когда мы только начали работу над проектом для компании «СМАРТ БИЛДИНГ», перед нами была поставлена задача – спроектировать здание, которое стало бы символом Чеченской Республики и придало новый импульс развитию города Грозный. Техническим заданием изначально предусматривалось, что высота башни превысит 400 м, а это значит – «Ахмат Тауэр» после завершения строительства войдет в список самых высоких зданий Европы. В этом заключалась основополагающая идея со своей политической и экономической стратегией.

Расскажите, как рождается архитектурный образ здания? Как вы приходите к тому, что объект должен выглядеть именно так, а не иначе?
– Методы проектирования, на которые мы опираемся при создании визуального облика здания, – это в первую очередь изучение географического положения, климатических условий и местной культуры. Эти исследования позволят гармонично вписать проект в пространство города и региона. В случае с МФК «Ахмат Тауэр» очевидно, что возводимая доминанта будет намного больше окружающей застройки. Именно поэтому, выделяясь на общем фоне, она станет визитной карточкой города и отправной точкой для последующего развития прилегающих районов вокруг комплекса. А источником вдохновения при разработке концепции послужили средневековые чеченские сторожевые башни.

Как архитектор вы отдаете предпочтение технологичности или дизайну, функциональности или комфорту?
– Компания Adrian Smith + Gordon Gill Architecture всегда рассматривает проект в целом, изучая каждый процесс в отдельности, мы не отдаем предпочтение ни одному из многочисленных этапов проектирования. Существует три основных принципа, на которые мы опираемся: во-первых, это возведение зданий, которые должны соответствовать своему функциональному назначению.
Во-вторых, наша философия заключается в том, чтобы предусмотреть, как будет выглядеть и функционировать объект через 25 или 50 лет, то есть заглянуть в будущее и рассмотреть его на протяжении всего жизненного цикла. Износостойкость является важнейшей задачей, именно поэтому мегасооружения должны быть хорошо продуманы, детально изучены, обладать высокими прочностными характеристиками, эффективным управлением и эксплуатацией. С точки зрения экологической устойчивости необходимо использовать  энергоэффективные технологии и оборудование для сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа, чтобы сделать проект максимально дружественным окружающей среде. Только такие здания могут прослужить длительное время.
В-третьих, каждый глобальный проект – это произведение искусства, которое должно быть не только хорошо спроектировано, но и вызывать у людей удивление и восторг. Мы хотим доставлять эстетическое удовольствие как тем, кто видит здание в первый раз, так и тем, кто видит его каждый день. Нужно чтобы оно гармонично вписывалось в окружающее пространство и соответствовало местным культурным традициям. По моему мнению, нельзя допустить оплошности ни в одном из этих аспектов, в противном случае строительство здания не будет успешным.

Как влияет экономическая составляющая на реализацию проекта?
– У наших клиентов всегда есть бюджет, в рамках которого мы и должны выполнять работы. Для более эффективного планирования всех этапов строительства необходимо изначально расставить приоритеты, спланировать и распределить финансовые средства. Это очень важно, потому что многие здания так и не были достроены, поскольку были спроектированы без учета экономической составляющей. Например, бетон высокой прочности стоит дороже, чем бетон низкой прочности. Но если использовать материал низкого качества, колонны будут толще и займут больше полезной площади. Вот что я имею в виду. Недостаток бюджета прямо пропорционально влияет на эффективность здания, и есть многочисленные примеры, когда это отразилось и на эстетическом облике. Как архитекторы мы просто обязаны учитывать это при проектировании.

Чем отличается проектирование супервысокого здания от просто высокого? На что прежде всего должен обращать внимание архитектор?
– Я думаю, что простым обывателям трудно ответить на вопрос, в чем разница между просто высоким зданием и небоскребом. Но Совет по высотным зданиям и городской среде (The Council on Tall buildings and Urban Habitat, CTBUH) определил – любое здание высотой свыше 300 метров является небоскребом. В настоящее время подобных мегасооружений совсем немного – около 20–30 по всему миру. Безусловно, есть несколько отличительных черт и аспектов, понятных только профессиональному сообществу, имеющему отношение к этой области. В первую очередь техническое проектирование небоскреба заключается в обеспечении комплексной безопасности всего сооружения, а не в простом вытягивании конструкции.
Так, есть несколько позиций, на которые необходимо обращать внимание: пожарная безопасность, аэродинамика здания и сейсмическая устойчивость. Все это обеспечивается передовыми научными разработками, сложными техническими решениями и инженерными системами. Так, например, казалось бы, простая подача воды на высоту 400 метров, перемещение ее вертикально вниз и вверх, сохраняя при этом равномерное давление в трубах, требует использования универсального механического оборудования. Возникают вопросы, касающиеся расширения и сужения диаметра  труб, обеспечения температурного режима здания, вентиляции, мусороудаления, и многое другое. То есть большинство проблем связано именно с преодолением гравитации, но развитие технологий открывает все новые возможности при проектировании сверхвысоких зданий.

С какими трудностями вы столкнулись в процессе проектирования «Ахмат Тауэр»?
– Во всем мире существует проблема адаптации проекта к местным нормативным документам, и Россия не стала исключением. Самой большой трудностью было применение российских СНиПов. Это было связано с тем, что данный проект стал для нас первым на территории Российской Федерации. Они существенно отличаются от тех, что используются в США и странах Европы, большинство из которых применяют международные стандарты в качестве основы проектирования. Российские СНиПы отличаются инженерно-технической частью, кроме того, они более консервативны. А это имеет большое значение, поскольку их требования следует учитывать, начиная с первоначального этапа проектирования.
Вы не можете спроектировать здание, а потом подстроить его под особенности нормативных актов. Например, согласно российским строительным нормам, для высотного здания необходимо использовать больший по площади участок, и инженерные системы должны занимать на 10–15% больше площади, чем при проектировании по международным нормам. Безусловно, все это оказывает большое влияние на конструктивные решения и внешний вид здания. Поэтому мы и наши инженеры вникали в эти различия для полного понимания существа дела.

Как решались проблемы устойчивости «Ахмат Тауэр», учитывая, что башня расположена в зоне повышенной сейсмической активности?
– При проектировании конструкции мы работали в тесном взаимодействии с компанией Thornton Tomasetti, что позволило оптимальным образом компенсировать влияние ветровых нагрузок и обеспечить сейсмическую устойчивость башни. Для достижения требуемого эффекта будут установлены два инерционных гасителя резонансных колебаний в верхней части здания, а также выполнены специальные соединения между колоннами и балками, что поможет перераспределить нагрузки.
Сама же конструкция подобна перфорированной трубе, где нагрузки будут поглощаться наружными стенами и передаваться через балки центральному ядру башни. Внешний конструктив играет важнейшую роль, учитывая, как здание будет справляться с горизонтально действующими нагрузками и перенаправлять их непосредственно в землю.

А как гасятся колебания, возникающие из-за сильных ветров?
– Ветровые нагрузки на здание возникают как вследствие прямых ветровых потоков, так и воздушных потоков вокруг здания, воздействие которых друг на друга увеличивает скорость и формирует завихрения с разных сторон здания. Явление, которое мы называем вортекс (vortex – в переводе с англ. вихрь), способствует возникновению горизонтальных сил, которые заставляют здание отклоняться от своей вертикальной оси, как при толчке. Затем оно возвращается в исходное положение, но сила инерции не дает ему сразу остановиться. И здание какое-то время может колебаться из стороны в сторону.
При моделировании «Ахмат Тауэр» мы решили спроектировать целый ряд наклонных поверхностей, что поможет подавить воздействие вихрей, так как ветровой поток будет просто огибать здание. Другим способом смягчения этого эффекта является создание рельефных фасадов. «Ахмат Тауэр» имеет ребристую поверхность наружных стен, а структура такого типа помогает спутать ветровые потоки, что, в свою очередь, способствует уменьшению завихрений. На что еще следует обратить внимание, так это на верхнюю часть здания, которая должна быть как можно меньше. Мы бы не хотели, чтобы люди чувствовали высоту здания и испытывали недомогания из-за колебаний. Такой комфорт нужно обеспечить жителям и посетителям здания высотой 100 и более этажей. Это очень важно.

Каким вертикальным транспортом будет обеспечиваться перемещение людей и грузов?
– Для значительного уменьшения площади ядра здания в башне будут использоваться современные системы вертикального транспорта. Производители лифтового оборудования недавно изобрели ленточные тросы. Они достаточно легкие и увеличивают тягу. Теперь можно подняться на высоту 500–600 метров без промежуточных пересадок. В «Ахмат Тауэр» на таком отдельном скоростном лифте, который начинает движение на уровне стилобата, можно будет подняться на смотровую площадку на вершине башни, а остальные лифты будут действовать по стандартной схеме с пересадочными зонами.

У «Ахмат Тауэр» очень интересное и необычное решение входной группы. Как оно появилось?
– В Чечне люди активно общаются между собой, и можно было предположить, что различные мероприятия в основном будут проходить на нижних этажах в соответствии с местной культурой. Вот почему мы рассматривали возможность увеличения площади вестибюля для обеспечения комфортного социального взаимодействия.
Но мы не хотели, чтобы подиум выглядел просто как коробка, на которой стоит башня. Мы хотели, чтобы он стал неотъемлемой частью башни, когда наружная стена плавно переходит в основание с «корнями», которые расходятся от центра здания во всех направлениях. Это позволило сделать акцент на просторном лобби в офисной части, спроектировать входы в отель и резиденции, а также зону для высадки пассажиров, в частности туристов, которые будут приезжать сюда на автобусах, чтобы побывать на смотровой площадке и в музее в самой верхней части здания. Таким образом, четыре отдельных входа с разных сторон, расположенных в двух уровнях, ведут в различные функциональные зоны башни.

То есть здание делится на четыре основные функции?
– Да. Целый спектр функциональных зон делает его своего рода «городом в городе». Здесь можно жить, работать и развлекаться. На нижних уровнях располагаются офисы, над ними отель, апартаменты с обслуживанием и резиденции, занимающие большую часть здания. На самых верхних уровнях – пентхаусы, еще выше – смотровая площадка. А на самой вершине расположится музейно-выставочный комплекс имени Ахмата-Хаджи Кадырова, и это действительно особенное место! Отсюда посетители увидят все достопримечательности и красоту Чечни на расстоянии около 50 километров, а в ясный день, возможно, и дальше. Это будет невероятное зрелище! Интересно и то, что, находясь на вершине башни, посетители смогут увидеть элементы ее конструкции, которые останутся в открытом виде.

Какие еще особенности здания вы могли бы отметить?
– Я хочу отметить, что в башне на разных уровнях находятся 7 технических этажей, где будут установлены системы инженерного оборудования, диспетчерский зал, а также расположатся пожаробезопасные зоны на расстоянии восьми метров друг от друга. В случае вынужденной эвакуации из здания при возникновении пожара люди смогут безопасно воспользоваться данными зонами, так как они тесно связаны с лестничными площадками. Кстати, это важное требование – особенность исключительно российских СНиПов. Кроме того, в здании будут внедрены и зеленые технологии, такие как использование энергии ветра, сбор дождевой воды, утилизация отходов.

Как вы уже сказали, «Ахмат Тауэр» – это ваш первый проект в России. Как вам работалось с российским заказчиком – компанией «СМАРТ БИЛДИНГ»?
– Я должен сказать, что «СМАРТ БИЛДИНГ» был выдающимся заказчиком. Сотрудники компании продемонстрировали высокий уровень организации процесса и понимания своих задач на всех этапах. Они очень точно и ясно излагали свои идеи на начальном этапе работы с точки зрения значимости этого здания для Чеченской Республики и России в целом.
Нам предоставили достаточное количество времени для проектирования здания, чтобы завершить все стадии вовремя, и это значительно облегчило нам задачу. Рабочие переговоры всегда проводились согласно графику, а также с нами поддерживалась связь, когда это было необходимо. Если у нас возникали вопросы, ответы мы получали незамедлительно.
Взаимоотношения с данной компанией были однозначно лучшими. И это действительно важно, потому что построить грандиозное здание возможно только на основе полного взаимопонимания. Мы надеемся, что создали прекрасное здание мирового уровня, достойное восхищения и любви тех, кто будет им пользоваться. Это был бесценный опыт, и мы ждем продолжения сотрудничества.

Контакты